Шумовик в анимации

        В 4-ом ателье ПК «Тонстудии» «Мосфильма» завершилась работа над шумовым озвучиванием серий красочного мультсериала «Джинглики».

        Мультфильмы об этих маленьких забавных персонажах создаются по книжкам Олега Роя художником и режиссёром Антоном Верещагиным.

        Если вы оказались на «Мосфильме» и услышали слово шумовик, не гадайте! Это не деталь пылесоса, не клапан реактивного самолёта и даже не гриб, растущий в грозу, речь идёт о профессии.

        Профессия шумовика - создавать звуки в кино или анимации. Более официальное название шумовика  - звукооформитель.

        Эта профессия совсем не так проста, как её название. Для неё не нужно иметь музыкального или звукорежиссёрского образования, но необходимо наличие слуха и воображения, умение фантазировать и придумывать звуки, нужно уметь слышать, что ты делаешь.

        С внедрением в кино возможностей цифровой и компьютерной техники, в работе звукооформителя, конечно, произошли изменения. Появилась возможность «вписки» всевозможных звуков с компьютера, у «Мосфильма» для этой цели создана громадная фонотека. Ну, а в советское время, бывало так, что на площадке работали одновременно вшестером, в зависимости от количества героев на экране.

        Шумовики смотрели эпизод, и каждый должен был запомнить действия именно своего героя, а дальше одновременно и синхронно с изображением они начинали «шуметь». Кто-то работал «на шагах», кто-то гремел посудой, кто-то открывал и закрывал двери…Если один ошибался – всё заново! Это была настоящая школа!

        Сейчас на компьютере можно звукооформить любую картину, но это будет в разы дольше, чем запись работы шумовика. Например, вместо разовой записи «живой» прогулки, на компьютере придётся «подкладывать» каждый шажок. Возможно, это получится и более синхронно, но не будет яркости, живости, натуральности звука.

        Первопроходцами в этой профессии были мужчины. Сейчас, в основном работают женщины. Хотя иногда необходима просто физическая мужская сила: нужно бросать тяжёлые булыжники для записи грохота камнепада или бахать молотом по наковальне.

        Работа над звуками в кино отличается от работы в мультфильмах. Заниматься анимацией звукооформителю всегда сложнее и интересней. Многие звуки нельзя взять из фонотеки, их нужно придумывать, создавая звуки одновременно условные (мультяшные), но вместе с тем и реальные, соответствующие происходящему на картинке.

        Звукорежиссёр Александр Володин и звукооформитель Кирилл Банатин рассказали об особенностях работы над мультсериалом:

        «Работать над мультиками сложнее. Сложнее тем, что приходится придумывать много того, чего нет в реальной жизни. Это творческая, созидательная и интересная работа. Приходится всё делать с нуля.

        Например, если мы делаем звуки шагов человека на экране, мы довольно быстро можем их подобрать, мы знаем, как они должны звучать. Звуки шагов одного мультяшного героя мы недавно мы выдумывали 4 часа.

        В мультиках большая доля условности, но так как «Джинглики» - это картина в 3D, она создаёт некую свою реальность, и наша задача усложняется. Мы должны создать звуковую, пусть и условную, но реальность.

        Например, мы делаем звуки шагов главного героя. Сделали их чмокающими и забавными. Но при этом мы должны придумать и передать, отличающиеся от реальных, звуки фактуры: хождение героя по траве, по камням, по лесу.

        Все персонажи мультфильма  – это маленькие человечки. Мы отдельно подбирали детские ботиночки, надевали их на пальцы и «ходили».

        В каждой серии есть новые персонажи, для которых нужно придумать характеризующий его звук. Например, недавней нашей задачей было придумать звуковое добавление к голосу персонажа робота. Сложность была в том, что робот железный, но у него внутри постоянно перетекает масло. Мы долго фантазировали над тем, чтобы голос звучал, как бы пробиваясь, булькая, через это масло.

        В отличие от кино, здесь не спрячешься за реалистичными известными звуками, даже простая спичка должна загораться по мультяшному, но реалистично, выпукло и красиво.

        В каждой серии есть такие моменты. В каждой серии появляются задачи, над которыми сидишь, думаешь, придумываешь какие-то хитрые механизмы. Зачастую мы придумываем звуки персонажей заранее, ещё до того как мы впервые видим их на экране. Например, нам известно, что будущий персонаж ходит с мечом, мы звоним художнику и узнаём, какой это будет меч – деревянный, металлический, лазерный?  После этого мы начинаем выдумывать его звуковое решение».

        Предметы для создания звуков называются фактурой. Звукооформители находят их где угодно: дома, на улице и даже на мусорках.

        Для фактуры на «Мосфильме» есть специальный склад. И чего здесь только нет! Старые чемоданы, сломанные пишущие машинки,  изношенная обувь, ржавые тазы, старые игрушки,  алюминиевые бидоны, веники, поломанные гитары, посуда, кроватные пружины, велосипеды …

        Далёкому от кинопрофессий человеку это захламлённое великолепие может показаться наследством состоятельного старьёвщика. Но опытный шумовик всегда сможет превратить каждый, найденный здесь, предмет в особый музыкальный инструмент и виртуозно на нём сыграть.

 

1
2
3
4
5
6
Поделиться новостью: