Версия для слабовидящих
3

Звук в кино: о представителях штучной профессии

Главы
22 марта 2024
Редакция новостей
1317

Считается, что всё самое интересное в кино происходит в съёмочных павильонах или на натурных площадках и это правда, но лишь отчасти. Есть на «Мосфильме» совершенно уникальное место - Тонстудия, где событий происходит не меньше, чем на съёмочной площадке. А вернее все то, что было снято на площадке – здесь обретает законченную форму и становится, собственно, фильмом. А доводят кадр до совершенства, в том числе, представители совершенно особой профессии - специалисты шумового озвучания.


ПРОФЕССИЯ – ШУМЕТЬ

Справочник по звукорежиссуре сообщает, что «шумовым озвучанием называется процесс подбора и укладки на изображение всех фоновых и синхронных шумов». Этот этап начинается сразу после речевого озвучивания картины при условии, что монтаж фильма полностью закончен (хотя, как говорят сами шумовики – это утопия!). Пионером записи и воссоздания шумовых эффектов считается американский кинодеятель, работавший в Голливуде в 1930-1960-е гг. Он стал первым звукооформителем фильмов - представителем профессии, без которой кино сейчас просто немыслимо. Кстати, на Западе шумовиков называют foley artist – так имя некогда безвестного каскадёра вошло в историю.

Звуковая картина фильма также важна, как и её визуальный ряд – одно без другого просто не существует. Всё, что грубо говоря «шевелится» в кадре должно сопровождаться соответствующими шумами. При записи важно добиться их максимального правдоподобия. Этим как раз и занимаются две специальных студии «Мосфильма» для записи шумов.

Шумы — это не «приложение» к звуковой фонограмме, не «затычка» для звуковых дыр или провалов, а самостоятельное выразительное средство, обладающее широкими возможностями. Потому и людей, занятых в этой профессии можно по праву назвать настоящими актёрами. Как правило, синхронное шумовое озвучивание — это целый закадровый спектакль.

Шумовики обычно работают согласно уже сложившимся профессиональным канонам - по одному или в паре. Сначала просматривают фрагменты фильма, приготовленные для озвучивания – по традиции, это отрывки не более десяти минут. На этом этапе главное определить, какими инструменты будут необходимы для создания звуков. К примеру, если на экране герой шагает по снегу, то за кадром его шаги имитируют при помощи мешковины и крахмала!

После подбора инструментов проводится репетиция. Для точной синхронизации звука и изображения, студия в помощь звукооформителям оборудована большим экраном.

Далее – сессия звукозаписи. Количество дублей не ограничено – и дело тут не только в профессионализме звукооформителей, сколько в фантазии звукорежиссёра и звукооформителя. Ведь один и тот же звук может иметь сотни вариаций.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РЕДКОЙ ПРОФЕССИИ

Звукооформитель Тимофей Вольский – представитель профессиональной династии «Мосфильма». Его мама Алла Мечик проработала на студии 60 лет, озвучив за это время множество картин, среди которых фильмы Григория Чухрая, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Глеба Панфилова и многих других выдающихся режиссёров. Тимофей Вольский в профессии уже 23 года, в его послужном списке – более двухсот проектов, работа на картинах Александра Митты, Егора Кончаловского, Владимира Хотиненко и др. По собственному признанию, однажды втянувшись в работу, уже не мыслит себя вне профессии. Уверен, что помимо абсолютного музыкального слуха и классического гуманитарного образования, звукооформитель должен обязательно обладать обширным культурным бэграундом, отчасти даже актёрским мастерством, ведь его задача - не просто точно воспроизвести тот или иной звук, но вжиться в роль, передать настроение и характер своего героя.

Тимофей Вольский, звукооформитель: «В этой профессии нет ни одного похожего дня. Каждый день для нас – сюрприз! Всегда приходится что-то изобретать. Все звуки в картине обычно делятся на три группы: шаги, реквизит (предметы) и шорохи. Отдельной дорожкой – руки персонажей. Шаги, конечно занимают, большую часть синхронного озвучания. Хотя бывают исключения – так называемые «сидячие» картины. Для шумовика важно в первую очередь освоить шаги. Не стоит думать, что это просто. Необходим навык точного попадания в движение героя. Человек идёт на свидение – это один шаг. А если, простите, он идёт в соседнюю комнату чтобы застрелиться – это другой шаг. Это как раз моя работа, потому что актёр, который снимался в этой сцене – он мог совершенно не показать этого настроения. Внешне прошёл и всё».

Развитие технологий записи значительно облегчили труд звукооформителя. Раньше, при линейном звуковом монтаже бригада шумовиков состояла из 10-12 человек: озвучивали каждый кадр в один приём, ошибка одного автоматически срывала запись. Сегодня же один специалист может полностью озвучить целый сериал! Профессии звукооформителя невозможно обучиться иначе как на практике, считает Тимофей. Причем настоящим специалистом, по его мнению, можно стать только через десять лет работы. Последним проектом Тимофея Вольского стала мистическая картина Михаила Шевчука «Воплощение», постпроизводство которой сейчас идёт на «Мосфильме».

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК В КИНО?

Сегодня по своему техническому оснащению Тонстудия «Мосфильм» ни в чем не уступает, а в чем-то и превосходит голливудские студии. Но в шумовом озвучании большей ценностью обладают не технологии записи, а реквизит, с помощью которого извлекаются звуки. Студия, в которой работают звукооформители, на первый взгляд напоминает какой-то странный склад. Здесь всё вперемешку – одежда, посуда, мебель, предметы быта, хозяйственные принадлежности, фрагменты строительных конструкций… Важно понимать, что отбор реквизита происходит не по эстетическим, а по звуковым качествам. Так что зачастую то, что зритель видит и слышит на экране сильно разнится с тем, что использовалось для извлечения звука на записи.

«В картине «На луне» герои в одном из эпизодов идут через заснеженную тайгу. Звукорежиссер попросил меня придумать на этот проход нечто особенное. Нужна была нотка волшебства. Я принес из дома собственный реквизит – хрустальные подвески от люстры. У них совершенно очаровательный звук! Но и извлечь его нужно уметь. Где-то усилить касание, где-то, наоборот ослабить… На этот проход я сделал хрустальный перезвон – получилось удачно», - рассказал звукооформитель.

Тимофей Вольский демонстрирует инструмент «телега», имитирующий звук деревянной повозки, затем воротные петли из железа, издающие характерный протяжный скрип при открывании. Невозможно поверить, но именно этот звук использовался в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» в кульминационной сцене с раскачиванием колокола.

Отдельного описания заслуживают полы студии, также обладающие различными «звуковыми» качествами. Покрытие выполнено из разных материалов и разграничено на квадраты: жестяной — для имитации шагов по кровле жилого дома, деревянный в двух вариантах — грубый пол деревенской избы и паркет для шагов по квартире. Рядом фрагмент морского побережья, есть и гравий, и песок, и кафель, и даже брусчатка – как на Красной площади.

«Вообще, 8-я шумовая студия «Мосфильма» - лучшая в стране. Я не преувеличиваю. Все предметы, фактуры собирались десятилетиями. Я здесь все могу найти с закрытыми глазами, знаю здесь каждый предмет. На других студиях, конечно, не так», - поделился Тимофей с Mosfilm.ru

Двери – еще один часто используемый «звуковой персонаж». Каких здесь только нет – железные, деревянные, пластиковые! И каждая, рассказывает Тимофей, со своим неповторимым скрипом:

«Одну дверь я особенно люблю – у неё замечательный деревенский скрип! Но она живёт своей жизнью. Бывает, подойдёшь к ней, а она не скрипит! А в другую погоду – скрипит очень красиво!»

Есть в студии записи шумов и такие предметы и приспособления, о назначении которых обычный посетитель не сможет догадаться при всем желании. Например, огромная деревянная конструкция, напоминающая качели, в точности воспроизводит шум морского прибоя. А крутящееся колесо имитирует шум ветра. И таких профессиональных секретов и звукооформителей – тысячи.

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ШУМОВОГО ОЗВУЧАНИЯ?

Казалось бы, в эпоху высоких технологий любой звук можно воспроизвести с помощью компьютерных программ. В малобюджетных сериалах часто как раз и происходит, но в большом кино машина не способна заменить человека, уверены звукооформители. Даже собственной фонотекой шумов, в которой более ста тысяч клипов, «Мосфильм» пользуется очень редко. Ведь в кино каждый кадр, как и мгновение жизни, неповторим. Точных синхронных шумов, использовавшихся ранее, подобрать вообще невозможно. Синтезируются лишь так называемые редкие звуки. Кроме того, даже записанные синхронные шумы, звукорежиссер, как правило, потом отдельно «подтягивает» под изображение.

Кроме того, в кино есть звуки, которых в реальности вообще не существует! Как, к примеру, озвучить фантастический фильм, герои которого используют предметы, которых ещё просто не изобрели. Такими шумами занимается звуковой дизайнер - профессия, о которой также обязательно расскажет Mosfilm.ru.

ПРИМЕЧАНИЕ

Несмотря на то, что шумовые эффекты используются в кино с 1930-1940-х годов прошлого столетия, слова «Озвучание» в русском языке официально не существует (см. "Озвучивание"). Филологи относят данное существительное к профессионализмам.